Обзор рынка
    Профессиональный взгляд

    Новые материалы, дизайн и подходы к проектированию в outdoor

    В своей второй статье ведущий дизайнер компании RedFox Зоя Спирина рассказывает о материалах, конструкциях, технологиях и трендах в проектировании, так или иначе влияющих на дизайн современных outdoor-изделий

    Роль материалов в облике вещи и ощущениях от нее

    Относительно недавно на рынке детских товаров появились так называемые игрушки squishy, или игрушки антистресс. Взрослым сложно понять, чем именно они так притягивают детей, так как дизайн их довольно примитивен, но если разобраться — все просто. Сквиши изготавливаются из очень мягкого полимерного материала, который легко сминается, а потом медленно возвращает свою форму. Приятные аромат, текстура и, самое главное, приятная на ощупь консистенция оказывают успокаивающий и расслабляющий эффект, за что эти игрушки и прозвали антистрессовыми.

    Squishy напрямую отражают потребность современного общества в продуктах, основанных не на зрительном восприятии, а на тактильных, звуковых и температурных ощущениях. Эта тенденция оказала большое влияние и на outdoor-индустрию.

    Сегодня мы выбираем мягкие, легкие, воздушные и на первый взгляд даже непрочные вещи. Мягкость материала и, следовательно, отсутствие какого-либо шума от изделия вносит долю покоя в нашу неспокойную жизнь. Ведь шуршание одежды часто является дополнительным раздражающим фактором. Особенно если это одежда для outdoor, помогающая нам наслаждаться природой, ее звуками и тишиной.

    Поэтому сегодня вызывают интерес «тихие» материалы для палаток и мягкие, бесшумные материалы для одежды. Но не всегда следует обращать внимание только на это. В «умном» outdoor, где существуют ярко выраженные границы, задаваемые требованиями прочности и износостойкости, жесткие фактуры также необходимы.

    Если говорить об одежде, более мягкие и нежные материалы идеальны для базового и среднего слоя, тогда как для верхнего слоя (несмотря на то что прочность и жесткость — не одно и то же) и сегодня часто используются жесткие фактуры. Связано это еще и с тем, что дизайнеры стараются сделать изделия «говорящими», расшифровывающими нам свое предназначение.

    Очень внимательно подходят к выбору материалов и в дизайне снаряжения. Тончайшие полупрозрачные силиконизированные материалы, обладающие малым весом и высокой прочностью, набирают популярность как в дизайне палаток, так и в дизайне рюкзаков. Привлекателен не только их внешний вид (они смотрятся словно толща воды), но и необычная нескользящая текстура.

    Необычный материал тента палатки Dagger™ компании NEMO Equipment выглядит словно толща воды

    Необычный материал тента палатки Dagger™ компании NEMO Equipment выглядит словно толща воды

    Новое «прочтение» старых материалов

    По-новому взглянули в outdoor и на «старые» материалы. Повысилось внимание к натуральным тканям. Например в одежде особый интерес вызывает шерсть. Ее способность регулировать температуру тела и греть даже в мокром состоянии оказалась весьма востребована в outdoor-индустрии.

    Производители материалов значительно улучшили потребительские качества шерсти и, скомбинировав ее с синтетическими материалами, адаптировали под outdoor-продукты.

    Куртка Tinden Spacer от Devold, использующая инновационную технологию утепления на основе натуральной шерсти

    Куртка Tinden Spacer от Devold, использующая инновационную технологию утепления на основе натуральной шерсти

    Подобная ситуация происходит и с хлопком. Например, получают распространение изделия из тканей с технологиями EtaProof® и EtaDry®. В чем их суть и преимущества? Эти материалы представляют собой плотно переплетенные, очень тонкие и плотно закрученные волокна натурального хлопка. При намокании хлопок впитывает влагу, набухает и закрывает пространства между волокнами настолько, что препятствует проникновению воды и при этом не препятствует проникновению пара. Таким образом, обладая водонепроницаемыми свойствами, эти, по сути, мембранные материалы обеспечивают превосходную дышимость.

    Куртка Midgard от Klattermusen, выполненная из хлопкового материала с технологией EtaProof® и шерстяной подстежкой

    Куртка Midgard от Klattermusen, выполненная из хлопкового материала с технологией EtaProof® и шерстяной подстежкой

    Появились и новые водонепроницаемые мембранные материалы, например, по внешнему виду напоминающие тонкую кожу. Ярким примером подобных тканей является материал GORE-TEX® с технологией SHAKEDRY™.Благодаря расположению мембраны снаружи он совсем не намокает. Достаточно просто стряхнуть с него капли воды (отсюда и название материала), и он вновь становится сухим.

    Материал GORE-TEX® с технологией SHAKEDRY™

    Материал GORE-TEX® с технологией SHAKEDRY™

    Однако в подобном варианте мембрана находится в очень невыгодном положении с точки зрения долговечности, поэтому, несмотря на внедрение в массовое производство, работа над этим материалом еще продолжается.

    Зональность в outdoor-одежде

    Изучение внешних факторов, воздействующих на тело человека при различной outdoor-ной деятельности, а также реакций организма на эти воздействия привели к созданию изделий-гибридов. В таких изделиях выбор материалов и конструкций главным образом основывается на особенностях теплообмена, обусловленных способностью нашего организма к сохранению внутреннего равновесия при различных внешних обстоятельствах (гомеостаза).

    Наряду с пухом здесь могут сочетаться несколько видов синтетических утеплителей, а также материалы без утеплителя, различающиеся не только по теплопроводности, но и по влагоотведению, дышимости, износостойкости, компрессии и пр.

    Одежда с зональным распределением утеплителя

    Одежда с зональным распределением утеплителя

    Помимо этого, в такой одежде дизайнеры обычно акцентируют внимание на разнице в работе материалов, подчеркивая это на уровне ощущений комбинацией матовых и глянцевых фактур, разной прозрачностью. Материалы в одном изделии могут отличаться по функциональности, весу, плотности и, конечно, по тактильному восприятию.

    Стоит также отметить, что зональный подходсегодня касается не только одежды, обуви и экипировки, но и других косвенных объектов дизайна. В частности, современная фурнитура нередко делится на зоны, которые по-разному воспринимаются на ощупь. Притягивая пальцы к тактильно приятным зонам, эта фурнитура словно направляет их к правильному расположению. Таким образом, используя тактильное восприятие, дизайнеры как бы делают объекты живыми, говорящими, «умными», несущими в себе информацию.

    Бесшовные технологии

    Отчасти к вопросу тактильного восприятия можно отнести и тенденции к бесшовным технологиям и конструкциям. В тренде сейчас плетеное и вязаное бесшовное формообразование. Появляются новые технологии, позволяющие объединять в едином фрагменте материала участки с разными свойствами по прочности, износостойкости, дышимости и т. п. Такие технологии, как правило, базируются на зональном подходе к проектированию и заключаются в «умном» соединении разных нитей или видов плетения.

    Для примера можно рассмотреть технологию FuseForm™ от The North Face®, которая объединяет различные по свойствам материалы в единое полотно. Использование приема смешивания более толстых нитей с более тонкими в зонах, не требующих высокой прочности, приводит к уменьшению общего веса изделия и обеспечивает бесшовный переход от более жестких к более мягким зонам. Эту технологию The North Face использует как в производстве одежды, так и в производстве снаряжения.

    Пример технологии The North Face FuseForm™ в одежде и снаряжении

    Пример технологии The North Face FuseForm™ в одежде и снаряжении

    Многие бренды сегодня работают над «умным» трикотажем, то есть трикотажем, в котором с целью достижения разных свойств (по износостойкости, дышимости, растяжимости и др.) используются разные виды плетения.

    Descente Fusionknit

    Descente Fusionknit

    К примеру, японский бренд Descente выпустил линейку FUSIONKNIT с трикотажной технологией из очень тонких нитей, которая позволяет вязать единым полотном зоны с разными свойствами без выкраивания большого количества деталей и без дополнительных швов.
    Подобные технологии «умного» плетения и вязания активно используются и при производстве в обуви.

    Хайкинговые ботинки от The North Face…

    Хайкинговые ботинки от The North Face…

    Белье X-Bionic, использующие «умное» плетение

     

    ...и белье X-Bionic, использующие «умное» плетение

    В качестве запатентованных примеров можно привести новые технологии, активно использующиеся для беговой обуви: Flexweave® (Reebok) и Flyknit (Nike).

    Надо сказать, что, помимо функциональных достоинств, таких как отсутствие швов и продуманная зональность, подобные технологии отличаются экологичностью: во время производства обычно сразу подготавливается деталь необходимой формы, что позволяет избежать лишних отходов при раскрое.

    И, конечно, надо отметить швейцарскую компанию X-Bionic, которая уже давно является лидером в разработке «умных» плетений, выполняющих самые разнообразные функции. Изделия этого бренда прекрасно отводят влагу, аккумулируя воду в местах, где она необходима в качестве охлаждающего компонента, сохраняют энергию за счет поддержки мышц, согревают и обеспечивают отличную вентиляцию в нужных зонах.

    В целом же дизайнеры одежды outdoor уже давно стремятся создавать изделия, которые будут ощущаться как вторая кожа, в том числе благодаря отсутствию швов. И касается это не только базового, но и верхнего слоя. Отчасти поэтому наблюдается повышенное внимание к формообразованию с минимальным количеством деталей кроя.

    Outdoor-дизайнеры и конструкторы выводят необходимую форму словно из одного куска ткани посредством вытачек и складок. Эта тенденция прослеживается и в снаряжении.

    Вытачки и складки в конструкциях рюкзаков The North Face

    Вытачки и складки в конструкциях рюкзаков The North Face

    По-прежнему остаются в тренде безниточные технологии и конструкции, в частности клееные. Во многом это связано с тем, что они позволяют дизайнерам создавать чистые по форме и лаконичные изделия, которые сегодня так привлекают потребителя.

    Лаконичные формы плащей Jack Wolfskin

    Лаконичные формы плащей Jack Wolfskin

    Но бывает и так, что погоня за функциональными составляющими продукта ограничивает дизайнера в создании необходимого образа, что, естественно, связано и с постоянной борьбой на опережение между дизайном и технологиями. В таких случаях разработка инновационного продукта становится вопросом времени, ведь срок появления необходимых технологий предугадать сложно.

    Бывает и по-другому: вначале появляются новые технологии, и только потом у дизайнеров возникает потребность их применения. Это как покупать редкий фрукт на рынке: либо вы спрашиваете про него и вам его дают; либо вам его предлагают, и только после этого вы понимаете, что он вам нужен. То есть дело в том, кто первый протягивает руку.

    Внешний вид

    Цвета и их сочетания

    Подобная ситуация обстоит и с цветами. Модные тенденции оказывают свое влияние, но в пределах, не затрагивающих функциональную составляющую. Если в горах важно, чтобы человек был заметен, то вряд ли на альпинистской одежде в заметных объемах приживутся, например, белый или черный цвета (хотя встречается и такое).

    И несмотря на то что тенденция к более спокойным цветам уже прослеживается, в outdoor-индустрии по-прежнему много яркости. В целом же наблюдается движение от ярких и открытых цветов к более сложным, насыщенным и глубоким. Набирает силу черный. Все большее распространение получают однотонные решения, когда все в изделии строится вокруг одного цвета, но с использованием разных оттенков и фактур.

    Как и в модной индустрии,  в outdoor существует практика составления lookbook'а. Во-первых, каждый outdoor-бренд стремится иметь в своей коллекции необходимый ассортиментный ряд и старается дать по этому поводу свои рекомендации. Во-вторых, наряду с советами по функциональному сочетанию вещей практически все бренды стараются давать подсказки по цветовым сочетаниям.

    Такие рекомендации ориентированы на перекрестные покупки в магазинах и мотивируют потребителя, приобретающего, допустим, куртку, купить еще и футболку, шапку и много всего другого. И эта мотивация строится не на функциональной необходимости, а на взаимодополняющей визуальной ценности продуктов. То есть коллекция построена на том, что куртка смотрится на порядок лучше с шапкой из этой коллекции, а шапка — с курткой из этой коллекции.

    В результате аксессуарам в outdoor-коллекции отводится очень большая роль. Они выгодно подчеркивают стиль, завершают формирование образа и в зависимости от поставленной задачи могут придать этому образу черты как outdoor, так и городского стиля.

    Тренды в графике и оформлении

    Что же касается графической стороны дизайна, то тут наблюдается разброс. Некоторые бренды активно работают над выработкой собственного стиля, в результате создаются достаточно богатые с точки зрения визуальных элементов изделия.

    Минимализм в конструкции рюкзаков

    Минимализм в конструкции рюкзаков

    В целом же на сегодняшний день в outdoor преобладает функциональный минимализм, основанный на чистоте форм и технологичности. С развитием новых технологий дизайнеры все чаще отказываются от лишних швов, отделочных строчек и окантовочных элементов, освобождая нас от лишнего визуального шума.

    Минималистичный крой мужского пальто от Arc’teryx

    Минималистичный крой мужского пальто от Arc’teryx

    Резюме

    • Новые технологии проектирования и изготовления материалов для outdoor делают их более «дружелюбными», приятными и на взгляд, и на ощупь.
    • Возвращаются в новом качестве и обретают новые свойства классические натуральные материалы — шерсть и хлопок.
    • Особое значение в проектировании одежды для outdoor приобретает зональность. В зависимости от элемента одежды могут меняться характеристики одного и того же используемого материала — теплопроводность, прочность, стойкость к истиранию, влагозащита, паропроницаемость.
    • Бесшовные технологии становятся важнейшим трендом в outdoor-дизайне.
    • Появляется все больше «умных» материалов, сочетающих в одном полотне разные виды плетения нитей. Это позволяет наделять каждый участок ткани только ему присущими свойствами.
    • Цветовые тенденции предлагают, с одной стороны, сложные оттенки, а с другой — выраженный минимализм и почти полную монохромность. Производители предпочитают раскрашивать не отдельные изделия, а их сочетания в коллекции.

     

    Зоя Спирина,

    ведущий дизайнер российской компании RedFox — производителя одежды и снаряжения для outdoor

    Поделиться: